Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Зарубежная литература 20 века

Впервые об экзистенциализме (философии существования) заговорили в конце 20-х годов ХХ века.  В основе экзистенциализма лежит понятие человеческого существования (экзистенции) - своего рода внутреннего ядра личности, которое, по мнению представителей экзистенциализма, сохраняется (и даже впервые действительно выявляется) лишь тогда, когда человек теряет все свои общественные определения и функции. Такое состояние называется в экзистенциализме «пограничной ситуацией»; самый яркий и полный вид подобной ситуации - ситуация перед лицом смерти.

Экзистенциализм отличается от рационализма с его попытками  мышления в  «чистом» виде, которое, по мнению экзистенциалистов, не способно действительно понять ни человека, ни мир. Мышление с точки зрения экзистенциализма, превращает человека и мир в свои объекты, разделяет и анализирует их отдельные стороны и отношения, упуская целое. Поэтому почти вся предшествующая философия и наука рассматривается экзистенциалистами как заблуждение, как познание второстепенных и частных проблем. Подлинным познанием, с точки зрения данного направления философии,  является  «экзистенциальное мышление», в котором человек выступает как цельность, в единстве телесных эмоциональных и духовных сил, выступает как экзистенция, как существование, и не отделяет  себя от истинной основы мира – бытия. Это экзистенциальное мышление отказывается от различения субъекта  и объекта, ибо  существование (экзистенция) находится в неразрывном единстве с бытием.         

  Условно экзистенциализм разделяется на два направления: атеистическое - правильнее было бы сказать - светское, потому что характерной чертой их философии является не отрицание Бога, а агностицизм, убеждённость в невозможности рационального доказательства бытия Бога и отказ прибегнуть к вере для такого допущения - (представители - М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное –К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция)

        В литературе экзистенциализма человек, попавший в трагическую, «пограничную» ситуацию должен «выбрать» самого себя. Сюжет обычно иллюстрирует философские идеи экзистенциализма. А выбор героя демонстрирует «правду» бытия, растолкованную прямо на страницах книги. Таким образом, произведение представляет собой почти «урок». Прямо или косвенно, но речь неизменно идет о земной участи человека (о том страдании, которое он неизбежно переживает, о немощи и смерти и т.п.) Любой решительный поступок человека подается так, будто им закладывается краеугольный камень целой мировоззренчески-целостной постройки, - неотъемлемые структурные признаки подчеркнуто философско-интеллектуальной литературы экзистенциализма. …Подчеркнутый нажим, сдвиг жизненной достоверности отнюдь не тождественны здесь реалистическому заострению, а оборачиваются зашифровкой того, что не понято, зато пережито самой личностью…

        Согласно Мальро, одному из первых провозвестников экзистенциалистического умонастроения во Франции, торагическое миросозерцание 20 века имеет своим главным источником выветривание христианства, «смерть бога» в душах; взамен повсюду утверждается первая на земле безрелигиозная цивилизация. Предоставленной лишь самой себе, осаждаемой отовсюду пустотой «небытия» личности нашего столетия тем не менее надлежит «действовать без надежды на успех» («Миф о Сизифе» Камю).

           В годы второй мирвой войны приверженцы экзистенциализма примкнули к Движению Сопротивления; умонастроению их … соотчественников … оказался созвучен стоический (Камю) или мятежный (Сартр) вызов властям земным и небесным. При такой проверке историей свободе Э. пришлось размежеваться с лозунгом «все дозволено», который мог быть выведен из ее ценностной неопределенности, и наметить критерии выбора в пользу гуманистических целей. Свобода отныне мыслится в тесном переплетении с ответственностью; благо «других», ближних и дальних, при совершении поступка признается непременно подлежащим учету. Сама писательская работа…теперь рассматривается вовлеченной в поток истории и призванной быть граждански-гуманистическим служением.

 

          Сегодня это философское направление стоит по значимости в одном ряду с фрейдизмом. Оно близко по своему содержанию учению Фрейда, но в отличие от него антисаентично. Экзистенциализм подарил миру не только сухие философские трактаты, но и ряд литературных произведений, ставших едва ли не самым значительным событием в современной литературе.

Симона де Бовуар так объяснила этот факт: "Описание сущности не открывает нам ничего, кроме самих слов, и только роман позволяет передать во всей его полной, особенной, отмеченной своим временем действительности первородное бурление существования". А Мерло-Понти писал: "Подлинная философия заново учится смотреть на мир, и в этом смысле рассказ может нам его открыть с большей "глубиной", чем целый философский трактат" Именно это и послужило основой для широкого распространения экзистенциализма среди западной интеллигенции. Художественная литература стала основным каналом доведения этой теории до широких масс. Тем не менее, экзистенциальная литература — интеллектуальная литература, её невозможно читать бездумно, как детектив. В ней много непонятного и загадочного, многое требует расшифровки. Это и является причиной недоступности экзистенциализма для простого обывателя, относящегося к литературе только как к развлекательному "чтиву".

 

        

            Как уже выше отмечалось экзистенциализм — антисаентистское направление философии. Рассматривая развитие научного знания, можно разделить мир на известное и непостигнутое. Судить об этой вечной незавершенности можно двояко: либо находить удовлетворение в постоянном расширении границ освоенного, либо замечать в первую очередь, что за их пределами неизменно есть огромный остаток. Экзистенциализму свойственен второй подход, он пытается охватить (схватить) непознанное, в чём бессильна наука. "Всё — или ничего". "Я знаю, что ничего не знаю". Здесь прослеживаются две тенденции: умеренный антисаентизм и крайний.

          В свете первой тенденции: частично наука полезна, но истина через нее не познается. В одном из своих произведений Альбер Камю пишет: правильно, что Галилей отказался от своих взглядов и не пошел на костер. Наука не стоит жизни. В Музыке и жесте больше познания, чем во всех книгах. Книги — научны, а музыка и жесты — иррациональны. Истина разумом не постижима, разум может лишь бродить рядом. Истину можно лишь почувствовать. Наука создает свои модели, но они лишь приближение к действительности и никогда в точности ей не соответствуют. Наука познает лишь внешнее. Вообще говоря, здесь речь идет в основном о познании смысла жизни, как основной цели самого учения.

Здесь проявляется одно из противоречий экзистенциализма. Отрицая науку и логику философы этого направления постоянно вынуждены использовать их для своих же трактатов по экзистенциализму. Они строят очень логическую теорию. Но эта теория провозглашает необходимость отсутствия логики. По этому экзистенциальные трактаты не могут быть полны, они всегда лишь приближение к выражаемым в них идеям.

 

 

 

          В свете второй тенденции: наука — грех, джин выпущенный из бутылки и ведущий к гибели человечества. Наука создает иллюзии. Ученые — камни со знаниями. "Мысль это часовой, дежурящий на собственной могиле". В настоящее время идея о вреде науки имеет под собой ту же научную основу, выраженную в быстро обостряющейся экологической проблеме. С другой стороны, очевидно, что сейчас не возможно прекратить процесс развития науки. Однажды зародившись, он уже течет по своей логике, и всегда находятся те, кто ему мешают, и те, кто способствуют, как, впрочем, и те, кто судят.

          В ходе раскрытия всего непознанного, экзистенциалисты в первую очередь опираются на чувства, которые не поддаются научному описанию. Отсюда тяга к художественной литературе. Познание высшей истины по экзистенциализму не выразим понятийно, и приходит в пограничных ситуациях, например, перед смертью или в сумасшествии. Как правило, экзистенциалисты не призывают человека к искусственному созданию подобных обстоятельств, как это было у Райха — пейте, принимайте наркотики и т. д..

 

              Единственная проблема этого течения: человек, цель человеческой жизни, как выжить человеку во враждебном и страшном мире. Экзистенциализм во главу угла ставит личность, личность подавленную обществом. Представители этого направления обещают вернуть человеку его первоначальную свободу, научить его жить в этом страшном мире, устранить давление общества и науки. По мнению экзистенциалистов "философия — это то, что приводит нас к нам самим". Теория познания для этого направления имеет чисто подчиненное значение. Здесь все всегда сводится к конкретному Я, находящемуся в страшном окружающем мире. Экзистенциализм ставит перед собой задачу спасения человека. То же мы видим и у Фрейда. Своей целью он ставит достижение личной гармонии.

Основателем экзистенциализма можно считать Сёрена Кьеркегора (1813-1855 гг.). Написав свои работы в XIX веке он был полностью предан забвению современниками. XX веке стал веком кьеркегоровского ренессанса, признание пришло через много лет после смерти самого автора. Кроме Кьеркегора необходимо отметить и других мыслителей XIX века, на работах которых в значительной мере основывается это направление. Это — Шопенгауэр, Ницше и Достоевский. И обращаясь уже к XX веку, экзистенциальные идеи нашли свое яркое отражение в творчестве Мигеля де Унамуно (1864-1936 гг.), Мартина Хайдеггера (1889-1976 гг.), Карла Ясперса (1883-1969 гг.), Жана Поля Сартра (1905-1980 гг.), Альбера Камю (1913-1960 гг.), Габриеля Марселя (1889-1973 гг.), Николая Александровича Бердяева (1874-1948 гг.) и Льва Шестова (1866-1938 гг.)

Наиболее яркие представители этого направления Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю.

 

Мартин Хайдеггер

Хайдеггер считает, что перед человеком в мире открыты два пути. По первому идет большинство. Его Хайдеггер называет безличным немецким местоимением — Man. Вставая на этот путь, человек теряет свое Я и становится безличным, живет как все, делает как все, озабочен вещами и делами других людей. На западе сегодня такой тип людей приобрел название массового общества или общества изобилия. По Хайдеггеру это не подлинное существование. Подлинное существование — это второй путь, сложный и драматический. Но идущие по нему нашли свое Я, свою подлинность. На этом пути человек отбрасывает всё, чем живут люди Man: ведёт себя не как все, не озабочен вещами и делами других людей и т. д.. Что же ему остается? Ничто! Человек отбрасывает суету сует и остается лицом к лицу со смертью. Это могут не многие. Собственно люди и выбирают первый путь, чтобы спрятаться за делами и суетой от истины. Подлинное бытие Хайдеггер называет бытием для смерти. Выбор не велик: либо теряешь себя, растворяясь в социуме, либоостаешься лицом к лицу со страшной, но неизбежной реальностью. Хайдегтер подчеркивает, что людям свойственно изобретать себе дела в страхе одиночества. Кто-то уходит в развлечения, кто-то в пьянство, а кто-то становится трудоголиком. И все эти способы скрыться от истины совершенно равнозначны между собой.

 

Жан Поль Сартр

По словам Сартра, философия экзистенциализма выросла из насущей потребности вынести на рассмотрение общества ситуации, которые проливают свет на основные грани человеческого удела на земле. ''Существование человека предшествует сущности" — один из основных принципов экзистенциализма. Человека забрасывают в мир без ничего, без цели, без сущности и морали. И он сам себе все это изобретает. Человек творит сам себя: он может уйти либо в работу, либо в алкоголь, либо во что-нибудь другое. Но все это одинаково абсурдно и равнозначно. Человек свободен в своем выборе. Но нечего думать, что свобода — это благо. Мы вынуждены выбирать между равным образом абсурдными вещами. Даже отказ от выбора — тоже выбор. Свобода — это великое бремя! Подобно витязю на распутье человек стоит перед выбором из одинаково плохих вариантов: налево пойдешь голову снесут, направо — съедят. Раскрывая смысл человеческой жизни экзистенциалисты не оставляют человеку ничего. Камю говорит: "Основная проблема философии — проблема самоубийства"

В литературных произведениях Сартра сугубо психологическая или бытовая обрисовка характеров оттесняется столкновением разных "прав", разных правд, разных убеждений, выношенных той или иной личностью, сделавшихся её всепоглощающей страстью и долгом перед собой, а потому отстаиваемых вопреки всем препятствиям, даже под угрозой смерти. И здесь постоянно необходима расшифровка прочитанного, объяснение духовно-исторической почвы "куска жизни", чтобы высветить широкую значимость "правд", которые сходятся лицом к лицу на, казалось бы, узкой житейской почве. В рассказе "Стена ", Сартр изображает зловещую магию пыток и смерти. В этом литературном произведении, не осталось нетронутым сознание заключённых, незаметно для себя жертвы замыкались исключительно в своём единоборстве с палачами. И вот уже почти забыты, отброшены все прочие, дальние соображения — идёт состязание, смертельная игра, соперники жаждут выиграть — и всё остальное неважно. Между палачами и жертвами возникает своя прочная связь-вражда.

"За запертой дверью "

В пьесе Сартра "За запертой дверью" главный герой, по заслугам, попадает в Ад. И на первых порах ему там вполне нравится. Здесь нет ни чертей, ни сатанинского огня и т. д.. Главный герой живет в комнате еще с двумя женщинами, тоже грешницами. У каждого своя постель. Есть слуга, который приходит на звонок, правда часто звонок сломан. Жить можно, но нельзя выходить. И вот эти две женщины начинают его морально доводить. Через несколько дней главный герой осознает, что этот ад еще хуже классического. Герои пьесы обречены постоянно видеть друг друга в комнате, как в тюремной камере. "Ад — это другие" — восклицает главный герой. Он бросается к двери, и вдруг она открывается. Впереди неизвестность, загробный мир, пустота. И главный герой не может себя заставить уйти. По сути, эти две женщины и мужчина необходимы друг другу. Чтобы утвердить себя им необходимы другие люди, партнеры, в конечном счете, жертвы. Самое страшное для человека — необходимость находится в обществе, и уйти из него он не в состоянии.

Сартр "антинатуралист" — в его художественных произведениях страшна не столько смерть, сколько жизнь.

Альбер Камю в романе «Чума» сделал попытку найти ответ на проблему человеческой свободы в мире, в котором привычные моральные императивы пришли в негодность или утрачены.

«Пограничная ситуация», пробуждающая к подлинной жизни героев романа, не всегда является следствием их собственной смертельной болезни. Камю показал в романе, что  существуют  вещи и положения, вызывающие в душе человека могучий стихийный протест, возникающий из отказа быть равнодушным очевидцем чужого несчастья.

С огромным энтузиазмом, ещё более подчеркнутым формальной беспристрастностью хроники, Камю возвестил в «Чуме» о том, что для людей существуют сверхиндивидуальные ценности уже в силу того, что они люди. Нельзя не признать, что «великим открытием «Чумы», - писал ведущий французский исследователь творчества Камю Р. Кийо,- является открытие человеческой природы».(2.402) С чувством радостного недоумения герои, – а вместе с ними и читатели романа, – познают законы человеческой сущности.

Благодаря художественному мастерству Альбера Камю, и читатели романа способны сбросить груз привычных представлений и привычек,  трезво посмотреть на свой жизненный удел и, таким образом, оставив мир  бытия, перейти к осмысленному существованию.

Декларировав нелепость и равнодушие  к человеческой судьбе мира, в котором людям приходится прожить свою единственную жизнь, мира, в котором нет места Богу и поэтому «всё позволено», (на чём, собственно говоря, сходились все философы)  писатель  утверждает, что есть всё-таки нечто, что заставляет человека оставаться моральным. Источником морального поведения человека, согласно Камю, является сам человек,  с его волей, с его чувством справедливости, с его прихотями, в конце концов.  Через все страдания и ужасы эпидемии Камю донес до читателя свою веру в духовные силы человека современной цивилизации, который под воздействием философии скептицизма готов был уже совсем разувериться в себе.

Можно сказать, что чума заставила оранцев перепроверить своё отношение к привычным моральным нормам и ценностям. Варианты имморального поведения (мародёрство, пьянство, жажда сатурналий и т.д.)  перед лицом смертельной опасности не отрицаются Камю, но роман построен так, что читатель понимает: люди, выбирающие их не соль земли.                                                                                                                           

 

Список использованных источников

 

  1. Великовский, С. И. В поисках утраченного смысла: Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Худож. лит., 1979.- 295с.

 

  1. Великовский, С. И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эстетика, эстетика А. Камю.  М.: Искусство, 1973. — 239с.

 

 

3 Долгов, К. М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура.  М.: Искусство, 1990.— 397 с.

 

  1. Кушкин, Е. П. Альбер Камю: Ранние годы. Л.: Изд. ЛГУ, 1982. — 183 с.

 

5 Семенова, С. Г. Преодоление трагедии. «Вечные вопросы» в литературе.  М.: Сов. писатель,1989. — 439 с.

 

 

 

 

 

     

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: rolga1981 (27.01.2016)
Просмотров: 233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас Гость