ЭССЕ

 

 

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ЗАЖИГАТЬ ДЕТСКИЕ СЕРДЦА

Учитель...
Суметь зажечь, суметь понять

И душу детскую обнять.

Лишь только ты все должен знать,

Любить, простить, поверить, ждать,

Себя до капли отдавать
 

  •      Только так и не иначе  я  могу сказать о выбранной мной профессии , о самой почетной, самой уважаемой и светлой, профессии учителя. Передо мной никогда не стоял животрепещущий и мучающий вопрос  « Кем я хочу стать?», так как с самого раннего детства я  грезила о школе. Моими первыми учениками  были  плюшевые игрушки и куколки, а первыми уроками стали  детские беседы  по этикету. Когда  1 сентября 1988  года в накрахмаленном белом фартуке , с ненавистными бантами на голове и с огромным букетом цветов  я    впервые  переступила порог удивительного школьного дома , познакомилась с моим  первым ,самым мудрым, добрым, учителем, поняла - это мой мир, я буду педагогом.
  •      Учитель, педагог, наставник, добрый друг, помощник. Мысль причудливо поворачивает на сто восемьдесят градусов, заставляя представить себе все, что заключено в таком привычном, повседневно-будничном - и, однако, таком безмерно-важном в общечеловеческом смысле понятии «учитель»... Конечно, первоначальное назначение учителя – учить. Именно так и пишут мои дети о нас.  « Учитель – это человек, который  учит нас  предмету, которым владеет, он  дает много знаний, открывает новый мир». Поэтому необходимо, чтобы педагог знал свой предмет как можно лучше и умел это свое знание передать ученикам…В какой-то степени, учитель – это передаточное звено, преобразователь информации. От сложного к простому, от хаотичного к системному и гармоничному.
  •      Так же дети отмечают, «учитель – это человек, который создает  комфортную атмосферу для учебы. Он словно чувствует, когда ученику плохо и ему надо помочь. Учитель наделяет каждого их нас только хорошими качествами. Это моя вторая мама». Учитель становится настоящим наставником подрастающей личности, определяя дальнейшее отношение маленького человека к предмету, иногда – выбор им профессии. И именно о таких учителях как о самом важном явлении свой школьной жизни помнят многие взрослые люди – испытывая благодарность, восхищаясь профессионализмом, осмысливая вклад в судьбу. Тому много примеров из жизни известных.  Софья Васильевна Ковалевская, выдающийся математик, в своих воспоминаниях пишет: «Первоначальным систематическим обучением математике я обязана И. И. Малевичу». Интересно, что воспоминания родственников Софьи Ковалевской сохранили как факт полное отсутствие у нее интереса к математике в начале обучения и – только лишь через четыре месяца занятий с Иосифом Игнатьевичем Малевичем – явное удовольствие от этого предмета. Василий Макарович Шукшин, русский писатель, сообщает в своей биографии, что с выбором книг для чтения ему помогала ленинградская учительница. Биографы Шукшина утверждают, что «ленинградская учительница» - Анна Павловна Тиссаровская - оказала на него сильнейшее влияние, привив вкус к хорошей литературе. …
  •      Детство – чудесная пора, беззаботная, радостная, свободная. Но именно там, в детстве, закладываются основы отношения к жизни, формируется мировоззрение. Это ведь только в сказках легко: «Как родился, так и в дело сгодился». А в жизни? В жизни путь к делу извилист и тернист. И порой не так важен предмет, преподаваемый учителем, более существенно – какие духовные ценности утверждает самим фактом своего присутствия в жизни ученика. Так и получается, что учитель - самый поучительный предмет в школе. Через тесное общение с учителем, внимая похвалам и порицаниям его, ученик вырабатывает собственные жизненные установки, осознает необходимость труда…Нина Васильевна Коротенкова учила первого космонавта мира – Юрия Алексеевича Гагарина. Она доверяла ему проверять тетрадки первоклассников, иногда даже разрешала ставить оценки, что, безусловно, было особым поводом для гордости собой у маленького мальчика. Гагарин позже написал в своей книге «Дорога в космос»: «С нами занималась учительница Нина Лебедева, внимательная, начитанная…» Спустя 16 лет в Кремле состоялась встреча первого космонавта и учительницы. Нина Васильевна очень волновалась, боялась, что не узнает её ставший знаменитым ученик. Напрасно: именно с ней рядом стоит Юрий Гагарин на групповом снимке. Валентин Григорьевич Распутин, писатель-классик, дал имя своей настоящей учительницы французского Лидии Михайловны героине рассказа «Урони французского». Реально существующая Лидия Михайловна не совершала многих поступков, описанных в произведении – не играла в «чику», в «замеряшки», не присылала макарон. Однако Валентин Распутин помнит запомнил, что её поступки делались для её учеников «уроками доброты».
  •      Получается, предмет, который преподает учитель - русский, литература, математика, география, французский – не так уж и важен? Потому что самым поучительным предметом является сама личность учителя. Ответственность за сказанное слово, за качество преподавания, за поступки, за судьбы учеников. Учитель воспитывает ребенка не только на уроках, он воспитывает каждым своим действием. Альберт Лиханов, детский писатель, Председатель Российского Детского фонда, описывая свою учительницу Аполлинарию Николаевну Тепляшину, рассказывает, как она на уроках раздавала детям витамин С – каждое утро, каждую зиму, всю войну – «спасала и спасала нас от цинги». А когда после войны она получила орден Ленина – Сталин давал их лучшим учителям за 20 лет службы – и деньги, которые полагались к награде, Аполлинария Николаевна покупала на них витамин в аптеке, добавляя, когда они кончались, из своей зарплаты. «Для меня ясно, что звание педагога, его профессионализм необходимы, важны, но не они есть высшее достижение и истина… Ведь вера в лучшие начала человека, духовность в высоком смысле слова сохранились благодаря в том числе учителям», - пишет А. Лиханов. Трудно с ним не согласиться
  •      Обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что главное в моей профессии это не только высокие профессиональные качества и мастерство педагога, это прирожденная способность к самоотдаче, любовь и искренняя преданность к детству, душевное богатство и умение «зажечь детские сердца».
  •      Замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги» но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Наша профессия предполагает постоянное самосовершенствование, нам есть куда расти,  это замечательно, потому что в этом и заключается успех настоящего учителя.
  •      Учитель помни, лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким детям. А для того чтобы быть нужным,  надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная детям, станет твоей радостью. Это большое счастье – быть учителем!

«Каждый выбирает для себя...»,
Жизнь прожить так, чтобы,  мне поверьте:
Жить не только в жизни, но и в смерти, 
Жизнью наградив, Детей любя!...»

Ю.Левитанский.

 

Приветствую Вас Гость