Главная » Статьи » Мои статьи |
Введение Михаил Булгаков - писатель, как говорят, от бога , златоуст. Удивительный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея Толстого, Максима Горького, Бориса Пастернака , Александра Фадеева, - но и многих выдающихся деятелей русской культуры , таких как Константин Станиславский, Василий Качалов , Дмитрий Шостакович и других . Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова русским остромыслом и острословом. Творчество Михаила Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века. Булгаков наиболее четче, чем кто-либо из его современников, со всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как непременном условии свободы творчества. Булгаков - рыцарь чести , сделал свой выбор – готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободной художественной мысли. Трагична судьба Мастера, он не был широко популярен при жизни, но отнюдь не по своей вине. Просто его пьесы не ставились, а романы не публиковались. Сегодня же он – самый читаемый из русский писателей 20-30-х годов ХХ века. Мы воспринимаем « Белую гвардию», « Собачье сердце» и « Мастера и Маргариту» как самые что ни на есть актуальные произведения, будто вчера написанные [Булгаков, 2002 : 5]. Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. « Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но несчастье не пришло к русскому народу как – то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился Булгаков развить в своих произведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье «Грядущие перспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведениях [Егорова,2004: 8]. 1 « СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» - ОСТРЫЙ ПАМФЛЕТ НА СОВРЕМЕННОСТЬ Повесть Булгакова « Собачье сердце» бесспорно, принадлежит к числу лучших произведений в творчестве писателя и в то же время является одним из наименее изученных. Написана в январе – марте 1925 года, а опубликована в нашей стране только в 1987 году. Причины неприятия писателя официальной советской критикой и коммунистической властью заключались в том, что булгаковское творчество было остро актуальным, затрагивающим самые болевые точки современной жизни [Булгаков, 2002 : 8]. Представить, что было бы , если бы повесть « Собачье сердце» попала на страницы печати сразу после ее создания , пожалуй , невозможно. В новой России свобода слова и печати была под запретом. Строжайший идеологический отбор литературных произведений велся на самом высоком уровне [Егорова, 2004: 12]. Недаром писатель с грустью, но и не без гордости говорил в знаменитом письме правительству в 1930 году: «М. Булгаков стал сатириком и как раз в то время, когда никакая настоящая ( проникающая в запретные зоны ) сатира в СССР абсолютно немыслима». Показателен отзыв о булгаковской повести Л.Б. Каменева ( члена Политбюро ) : « Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Значит было чего бояться властям [Булгаков, 2002 : 401]. Посмотрим, каким образом создает писатель гротеский образ современной жизни. В повести есть характерные приметы времени с декабря 1924 г. по март 1925 –го. В эпилоге повести упоминается мартовский туман, от которого страдал головными болями вновь обретший собачью ипостась Шарик. Программа московских цирков, которую столь тщательно изучает Преображенский, проверяя , нет ли там номеров с участием котов ( « У Соломоновского … четыре каких-то…Юссемс и человек мертвой точки… У Никитина…слоны и предел человеческой ловкости»), точно соответствует программам начала 1925 г. Именно тогда состоялись гастроли воздушных гимнастов «Четыре Юссемс» и эквилибриста Этона, номер которого назывался « Человек на мертвой точке». Повесть начинается с изображения Москвы, увиденной глазами Шарика, бродячего пса, никому не нужного, « знающего» жизнь далеко не с лучшей стороны. Картина города реалистична, даже натуралистична: шикарные рестораны, где « дежурное блюдо – грибы, соус пикан », и столовая «нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», в которой варят щи из « вонючей солонины». Здесь живут « товарищи», « господа», « пролетарии». Все показывает неприглядную изнанку : кругом разруха, исказились в страшной гримасе улицы, дома, люди [Булгаков, 2002 : 412]. Один из главных героев – Профессор Преображенский – всемирно известный ученый, врач, умница, абсолютно уверенный в том, что « разруха не в клозетах, а в головах», размышляет о происходящем так : ведь стоял же калабуховский дом до революции, и не кто не воровал калош, и лежали ковры в парадной, и лестница была чистой, в цветах, но пришли другие люди и в « апреле семнадцатого года в один прекрасный день пропали все калоши 3 палки, пальто и самовар у швейцара», и вот тут - то началась разруха [Булгаков, 2002 : 413]. Профессор высказывает много « крамольных вещей»( « Да, я не люблю пролетариат). Но, несмотря на свою агрессивность, Преображенский не отрицает новый порядок, напротив, именно его отсутствие и вызывает гнев профессора. Он настаивает на установлении порядка исходя из того, что в современном обществе это необходимо, так как это общество строгого разделения труда [Великанова , 1995: 42].
2 АВТОРСКАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Повесть « Собачье сердце», по-моему мнению, отличается предельной ясной идеей. Коротко ее можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально- экономического и духовного развития общества, а безответным и преждевременным экспериментом ; посему необходимо страну возвратит, по возможности, в ее прежнее состояние. Эта идея реализуется писателем а в аллегорической форме посредством превращения незатейливого , добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария, и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова, быстро вписавшегося в советскую номенклатуру и угрожающего погубить доносом своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления фундаментальной ошибки, допущенной ими в увлечении сугубо научной стороной эксперимента при неумении предвидеть его ближайшие социальные результаты [Егорова, 2004: 9]. Итак, в основе повести лежит эксперимент. Все, что происходило вокруг, именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – огромный по масштабу и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относиться крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих « экспериментаторов ». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателя.
3 РОЖДЕНИЕ «НОВОГО» ВИДА ЧЕЛОВЕКА, ШАРИКОВШИНЫ. Профессор Преображенский Филипп Филиппович - профессионал высокого класса, талантливый ученый, порядочный и чистый человек совершает главное дело своей жизни, а именно, уникальную операцию- эксперимент : он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет. Человек этот – Клим Петрович Чугункин судился три раза, был отпетым хулиганом, алкоголиком, дебоширом. Причина его смерти – удар ножом в пивной. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего « предка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово « буржуи». А потом слова уличные : « не толкайся», « подлец», « слезай с подножки».Ассистент профессора Преображенского доктор Борменталь выдвигает гипотезу о том, что перед нами развернувшийся мозг Шарика, но читатели знают, благодаря первой части, что ругани не было в собачьем мозгу [Великанова , 1995: 49]. К ругани добавляется курение ( Шарик не любил табачного дыма); семечки, балалайка ( и музыку пес не любил, зато Клим играл на балалайке по трактирам) - причем балалайка в любое время суток ( свидетельство отношения к окружающим); неопределенность и безвкусица в одежде. Развитие Шарикова стремительно. Филипп Филиппович утрачивает звание божества ( именно божеством считал его Шарик) и превращается в « папашу». К этим качествам Шарикова присоединяется определенная мораль, точнее аморальность ( « на учет возьмусь, а воевать – шиш с маслом), пьянство, воровство. Для профессора Преображенского , который является воплощением уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма, жизнь в одном доме с наглым, чванливым монстром Полиграфом Полиграфовичем Шариковым становиться сущим адом. С появление Шарикова в квартире профессора начинается разруха, она принимает катастрофические размеры, и вместо того, чтобы заниматься делом, оперировать , Преображенский вынужден принимать Швондера, выслушивать угрозы, обороняться, писать бесчисленные бумаги, чтобы узаконить существование Шарикова. Нарушена жизнь всего дома, « народ целый день ломиться», чтобы посмотреть « говорящую собаку». У людей нет другого дела, но ведь без своего дела нет и жизни. Эта мысль автора очень важна. Революционеры – большевики только тем и занимаются, что делают не свое дело: руководят, не умея руководить, разрушают то, что ими не создано, все переделывают , перестраивают [Булгаков, 2002 : 414]. Автор подчеркивает, что в « новом человеке» остались собачьи черты: привязанность к кухне, ненависть к котам, любовь к сытой , праздной жизни. Человек зубами ловит блох, а в разговоре возмущенно лает и тявкает. Но не внешние проявления собачьей натуры тревожат обитателей квартиры на Пречистенке. Наглость, казавшаяся милой и неопасной в собаке, делается невыносимой в человеке, который своим хамством терроризирует всех жильцов дома, отнюдь не собирается учиться и стать хоть сколько- нибудь приемлемым членом общества. Швондер, который становиться « крестным отцом» Полиграфа Полиграфовича, пытается воспитать Шарикова по-своему. Идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе, усвоенные неразвитым сознанием члена домкома, внушаются и « новому человеку» .Надо сказать, что попадают они в мозг , вообще лишенный сознания. Результаты оказываются мгновенно: инстинкт борьбы за существование – природный, вечный – находит опоры в идеологии. Шариков – в какой-то мере жертва полиграфической продукции – книг с изложением марксистских догм, которые дал ему читать Швондер. Оттуда « новый человек» вынес только тезис о примитивной уравниловке – взять все, да и поделить» [Великанова , 1995: 51]. Парадокс же в том, что, помогая утвердиться существу с « собачьем сердцем», Швондер и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, он не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать любого, сказать, что, он враг, и Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское время и особенно тридцатые годы. Да и в наши дни такое не редкость [Егорова, 2004: 11]. Шариков взял самые плохие, самые страшные качества и у собаки , и у человека. Эксперимент привел к создания монстра, который в своей низости и агрессивности не остановиться ни перед предательством , ни перед убийством, монстр , который понимает только силу, готовый всякий раз отомстить всему, чему подчинялся. При первой возможности собака должна оставаться собакой, а человек- человеком [Великанова , 1995: 52].
4 САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС В ПОВЕСТИ В своем письме И.В. Сталину от 30 мая 1931 года М. Булгаков напишет гоголевские строчки « Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным. Но я видел в то же время, что, изображая современность, нельзя находиться в том высоко настроенном и спокойном состоянии, какое необходимо было для произведения большого и стройного труда. Настоящие слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает, перо писателя нечувствительно переходит в сатиру…». Определяющим в повести « Собачье сердце» является сатирический пафос ( к середине 20-х годов М. Булгаков уже проявил себя как талантливый сатирик в рассказах, фельетонах, повестях). « Собачье сердце» является последней сатирической повестью, поэтому представляет определенный интерес с точки зрения своеобразия сатирических изображений, присущего этому произведению. В ней Михаил Булгаков средствами сатиры обличает самодовольство, невежество, и слепой догматизм иных представителей власти, возможность безбедного существования для «трудовых» элементов сомнительного происхождения, их нахрапистость и ощущение полной вседозволенности. Сатирическое содержание повести раскрывается, прежде всего, через систему персонажей. Нетрудно заметить , что персонажи образуют своего рода антагонистические пары , позволяющие наиболее полно раскрыть основной конфликт произведения. Порядочный, высоко воспитанный профессор аристократ Преображенский противопоставляется своему детищу « пролетарского происхождения» - невежественному, невоспитанному эгоистичному, грубому Шарикову-Чугункину. Булгаков был всегда внимателен к выбору имени для своих персонажей. Фамилия профессора Преображенского говорит о его даре преображать Это церковная по происхождению фамилия. Действие повести начинается под Рождество и заканчивается весной , на Пасху. В этом явные реминисценции на Библию. Но не стоит рассматривать это как кощунство, скорее это сатира , пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу. Писателя могли привлечь подвижность , окружность , « касательность» , заключенные в сатирической фамилии « Шариков». А в имени Полиграф Полиграфович сатирически заострялось тенденция к сочинению новых имен, возникшая в послереволюционном десятилетии. Кроме того, нелепое имя , выбранное Шариковым, своей вычурностью не соответствует фамилии, создается комический эффект [Булгаков, 2002 : 402]. Важным средством в раскрытии сатирического содержания повести « Собачье сердце» является язык. Булгакову было свойственно серьезное , вдумчивое, глубоко осознанное отношение к этой стороне своих произведений. Здесь будет уместно сослаться на наблюдения М.Чудаковой. Проводя сопоставление отношений к прямому авторскому слову двух писателей М.Зощенко и М. Булгакова, она в частности пишет : главный способ отношений Булгакова к чуткому слову - отчуждение его от автора и от близких ему героев, выделенность, обособленность. Чужое слово несовместимо со словом автора : авторная речь развивается на фоне близких и импонирующих слов [Чудакова, 1987 : 53]. Это замечание очень важно, ибо использование Булгаковым чужого слова всегда служит знаком определенного речевого облика персонажа. И действительно, языковые особенности - лексические, интонационные –являются важным средством характеристики персонажей. Те из них, которые малосимпатичны автору, нередко изъясняются скверным русским словом , и это специально подчеркнуто писателем. В повести таким образом высмеяна корявая речь домкомовцев: « Мы – управление дома…» Слово « извиняюсь» , неоднократно повторяемое пришедшими, в те годы только-только входило в обиход вместо « извините» и считалось вульгарным. Определенный лексический пласт заложен в речи Швондера . Например, следующие обращение : « Общее собрание просит вас добровольно отказаться от столовой». Интересен тот набор фраз, которыми пользовался Клим Чугункин и которые затем первыми выплыли в сознании Шарикова : « еще парочку», «мест нету», а также все бранные слова, которые существуют в русском лексиконе. Писатель строит речь Шарикова из коротких, отрывистых фраз, что, очевидно характеризует примитивный образ его мысли [Великанова , 1995: 51]. В « Собачьем сердце» Булгаков вырабатывает свой собственный оригинальный стиль. Здесь приближающиеся к литературной норме авторский текст сочетается с комическим просторечием и « канцеляритом» отдельных персонажей. В результате рождаются комические фразы , запоминающиеся читателям парадоксальным сочетанием несочетаемого и раскрывающие интеллектуальный уровень тех, кто претендует на власть в новом обществе [Булгаков, 2002 : 28]. М. Булгаковым широко применяются и различные приемы сатирического изображения : гротеск, гиперболу, юмор, иронию, пародию. Ирония неизменно присутствует в описании персонажей повести – например, пациентов профессора Преображенского, желающих омолодиться. Принимая пошляков и развратников , готовых платить любые деньги, профессор напевает серенаду Дон Жуана, что придает еще более комический характер. Также , например, Шариков читает …переписку Энгельса с Каутским, высказывает суждения по поводу прочитанного. Иногда авторская ирония носит скрытый характер : после восторженных слов доктора Борменталя «профессор Преображенский – творец», следует авторская ремарка ( клякса), что снижает патетику слов Борменталя. При описание операции над Шариковым писатель пользуется нарочитым несоответствием лексики происходящего. Сравнения – выразительны, отточены, образны : «Оба заволновались, как убийц…», « Глаза Борменталя напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор…» и другие. Комические эффект здесь происходит от того, что описание хирургической операции не соответствует лексике, заимствованной из уголовной хроники [Великанова , 1995: 51]. Итак, в повести приводится немало примеров , позволяющих отнести данное произведение к сатирическим. Все содержание – это пародия на попытку большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества. Но немало в повести и фантастического . Поразмышляем над этим ниже.
5 ФАНТАСТИЧНОСТЬ И СКАЗОЧНОСТЬ СЮЖЕТА С первых строк ясно, что перед нами не обычный пес, а фантастический. Его нереальность не только в том, что он способен думать, читать, различать людей по глазам, рассуждать, но и в том, что он знает, и что об этом думает. Он может спародировать Маяковского ( « Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме »), иронически воспринять лозунг «Возможно ли омоложение». Сознание пас явно политизировано, причем симпатии его , как и антипатии очевидны: « Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь», « швейцар намного опаснее дворников». Пес слишком хорошо знает, чем кормят людей в столовых, сколько получает машинистка 9 разряда. Авторские оценки событий смешиваются в первой части с оценками Шарика, усиливая фантастическое всеведение пса и иронически окрашивая изображаемое [Чекалов, 2004: 17]. Чудесная встреча с профессором изменила положение собаки, превратила из бездомного , безродного пса в господина « Шарика» и позволила автору раскрыть все достоинства и недостатки фантастического персонажа. Далее происходит превращение Шарика в Шарикова. Сама операция фантастична и нереальна, а волшебность подчеркивается тем, что очеловечивание пса завершается в ночь на 7 января. Таким образом, весь процесс превращения собаки в человека охватывает период с 24 декабря до 6 января, от католического до православного Сочельника. Происходит преображение, только не Господне. Полиграф Полиграфович - воплощение не Христа, а дьявола, взявший себе имя в честь вымышленного «святого» в новых советских «святцах», предписывающий праздновать День полиграфиста [Булгаков, 2002 : 402]. Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному, и возможности у него почти сказочные . Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над « интеллигенцией» [Егорова, 2004: 12]. Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека - монстра в животное , в собаку. Хорошо , что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Итак , если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки – стремление человека изменить мир – и его противоречивой, несовершенной сущности , неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность а предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученного и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь.
6 РЕАЛИСТИЧНОСТЬ ШАРИКОВА В « Собачьем сердце» выяснилось , что на уровне отдельной личности идеалы революции оказались низведены до глубокого уравнительства всех и вся, которое господствовало в сознании Шарикова. Именно безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для жизни, именно они формируют новое чиновничество, становятся послушными винтиками административного механизма, осуществляют власть. Обнаружив в обществе « феномен Шарикова», Булгаков угадал наиболее низовую фигуру, адекватную старому пушкинскому понятию « черни», которая была необходима сталинской бюрократии для осуществления ее власти над всеми без исключения социальными группами, слоями и классами нового государства. Без Шарикова и ему подобных в России были бы невозможны массовые раскулачивания, организованные доносы, бессудные расстрелы , что требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с « собачьими сердцами» [Егорова, 2004: 10]. Внешне шариковы не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невинного; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; разноместные чиновники , у которых взятки стали уже в порядке вещей; это политики, которые при первой возможности ухватить лакомый кусочек сбрасывает маску и показывает свою истинную сущность, готовые предать своих же. Приходя к власти нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения[Чекалов, 2004: 17].
Заключение В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствовала. Наверно из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, они и сейчас среди нас. Соьачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть , написанная в начале века остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Булгаков написал в начале ХХ века современную сатирическо-фантастическую повесть, но многое является настолько реалистичным, что кажется , будто сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять , ни за двадцать лет- пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде , чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных писателем в его бессмертном произведении.
Список использованных источников 1. Булгаков, М.А. Рассказы и повести.- М.: Дрофа: Вече, 2002.-416 с
2. Егорова, Н.В. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века 11 класс . 11полугодие.- М.: ВАКО , 2004.-368 с.
3. Чекалов, П.Н.- Собачье и человеческое в повести М.А. Булгакова « Собачье сердце» // Литература в школе № 8., 2004.-С.17
4.Великанова , И.В.- Особенности сатиры М.Булгакова // Литература в школе № 6., 1995.-С. 42-53
5. Чудакова , М. Жизнеописание Михаила Булгакова .-М., 1987
| |
Просмотров: 485 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |