Каталог статей

Главная » Статьи » Мои исследовательские работы

Исследовательская работа по морфологии и словообразованию

      

В последние десятилетия семантика градуальности и способы ее выражения активно изучаются в современном русском языке (Колесникова, 1996 и др.; Белоглазова, 2006). Словообразовательный способ – один из самых продуктивных способов выражения градуального значения, он представляет собой набор аффиксов, обладающих семой меры, степени проявления признака.

Актуальность работы определяется, во-первых, возросшим интересом в настоящее время к описанию разноуровневых средств выражения категории градуальности; во-вторых, отсутствием специального, полного описания словообразовательных средств выражения категории градуальности в именах прилагательных в современном русском языке.

Цель работы – дать описание словообразовательных средств выражения градуального значения в именах прилагательных в современном русском языке на примере произведений современных российских авторов.

Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:

1) дать общую характеристику имени прилагательного как части речи в современном русском языке;

2) определить научные основы  категории градуальности в современном русском языке;

3) доказать, что деривация является основным способом выражения градуального значения в именах прилагательных;

4) описать суффиксальный и префиксальный способы выражения градуального значения в именах прилагательных в современном русском языке;

-для исследования послужили произведения современных российских  авторов:  Б. Акунина, В. О. Пелевина, Л. А. Петрушевской,                   О. А. Славниковой, Т. Н. Толстой, Л. Е. Улицкой.

-исследования является язык произведений современных российских авторов.

-исследования являются суффиксы и префиксы в именах прилагательных, обладающие семой меры, степени проявления признака. Картотека насчитывает более 150-ти производных имен прилагательных. Толкование значений суффиксов и префиксов дается по «Толковому словарю словообразовательных единиц» Т. Ф. Ефремовой.

Методы исследования. Характер работы предполагает использование комплексной методики анализа словообразовательных средств выражения градуального значения в именах прилагательных. Основным является традиционный описательный метод, включающий в себя наблюдение, описание, сопоставление. Большое значение в данной работе имеют  также метод сплошной выборки, применяемый при сборе фактического материала, и аналитический метод.

-исследования заключается в том, что впервые словообразовательные средства выражения градуального значения в именах прилагательных подвергаются подробному  описанию на примере произведений современных авторов.

Научной основой работы стали труды, исследования, статьи  известных ученых  В. В. Виноградова, Т. Ф. Ефремовой,  Е. А. Земской,                               С. М. Колесниковой и других.

Практическая значимость работы состоит в том, что приведенные в ней материалы, выводы и результаты могут быть использованы в практике преподавания словообразования в школе и вузе.

Структура работы. работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка использованных источников и приложения.

Во введении обозначены актуальность исследования, цель и задачи, объект и предмет работы, методы, определена практическая значимость.

В первой главе дается характеристика имени прилагательного как части речи, описываются категория градуальности в современном русском языке и деривация как основной способ выражения градуального значения в именах прилагательных.

Во второй главе описаны суффиксы и префиксы, передающие сему меры, степени проявления признака на материале произведений современных российских писателей.

В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы.

Список использованных источников содержит  70 наименований научных работ по теме исследования и источников языкового материала.

В приложении представлены методические материалы и рекомендации по изучению словообразовательных средств выражения градуального  значения в именах прилагательных и умению их использовать на уроках русского языка.

 

Приложение

 

Имена прилагательные с суффиксами и префиксами, передающими градуальное  значение, представляют собой интересный материал для изучения на уроках русского языка. Проследим, как можно использовать данный словарный материал на школьных уроках.

Согласно большинству программ по русскому языку (программы по русскому языку под ред. М. Т. Баранова, 2001; В. В. Бабайцевой, 2008), имя прилагательное как часть речи изучается в 6 классе. В процессе изучения этой темы у учащихся должны  формироваться следующие умения и навыки:

- аргументировано доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

- различать омонимы с учетом синтаксической функции слова;

- анализировать и правильно образовывать степени сравнения имен прилагательных;

- определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательных и неполноты качества);

- характеризовать предмет с помощью имен прилагательных;

- правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степеней сравнения;

- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола;

- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительным общего рода [Программа по русскому языку / под ред.                   М. Т. Баранова, 2001].

В изучении данной темы рекомендуется включить некоторые упражнения с именами прилагательными с суффиксами и префиксами,  передающими градуальное значение.

Анализ программ по литературе позволяет сделать вывод о том, что с творчеством некоторых современных российских авторов ученики знакомятся уже в 6 классе (произведения Л. А. Петрушевской), затем изучение творчества современных писателей, чьи произведения мы анализируем, продолжается в 11 классе. Современная литература рассматривается только обзорно, то есть за учителем остается право выбора того или иного литературного произведения. В программах под редакцией   В. Я. Коровиной, А. Г. Кутузова рекомендуется обратиться к творчеству Б. Акунина, В. О. Пелевина, Л. А. Петрушевской,           Т. Н. Толстой, Л. Е. Улицкой и других.

Предложенные задания  рассчитаны на выполнение учениками в 6 классе, которые работают как по традиционным (программа М. Т. Баранова), так и по новым (программы В. В. Бабайцевой, М. М. Разумовской) учебно-методическим комплексам.

 

Задание 1

Прочитайте предложения. Найдите в них имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выпишите данные имена прилагательные, дополните этот ряд своими примерами. Выполните словообразовательный анализ имен прилагательных.

1) Варвара Лукинишна головой качает, смотрит на свечу, и синенькое пламя у  нее в  глазах так и дрожит. 2) И  тревога  холодком,  маленькой  лапкой  тронет сердце, и  вздрогнешь, передернешься, глянешь вокруг зорко, словно ты сам себе чужой: что это? 3) Да  вот  я... вот  оладушков горяченьких... принес вот тут... подостыли малость... не взыщи...                          4) Толстенькая, приветливая Леночка, казалось, не испытывала никакой нервозности и  соревновании как бы не участвовала. 5) Шофер тоже был очень худым,  иначе бы они все не расселись так свободно в этой тесной кабине маленького грузовика. 6) Встретил на вокзале в Цюрихе, в темно-зеленом пальто волосатеньком, в такой же волосатенькой шляпке, поле коротенькое, сзади приподнято, и перышко пестренькое сбоку. 7) Сердце Лидии зашлось от восторга, так весело ей было смотреть на образцы малярных красок, которыми торговал полненький швейцарец. 8) Ну-к, бересту чистенькую мне подыщи.

(Т. Н. Толстая)

Задание 2

Прочитайте предложения, запишите их, вставьте  пропущенный в именах прилагательных суффикс с уменьшительно-ласкательным значением.

1) Анна Вениаминовна была точно из другого теста, не дрожжевого, а слоеного: сух….ая, светл….ая, слегка осыпающаяся. 2) Номер оказался мал…ий, чист…ий, с большой кроватью, у изголовья которой стояла чудовищная лампа опять-таки с гномом. 3)  Лидии весело было смотреть на образцы красок, которыми торговал полн...ий швейцарец. 4) Перед отъездом он подарил Кате микроскоп: мал…ий, медный, чудо какой хорош…ий. 5) Это было давно забытое имя Кати, данное ей в те времена, когда она была толст…им младенцем.

  (Л. Е. Улицкая)

             Приведите свои примеры на употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в именах прилагательных. Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете?

 

Задание 3

Продолжите ряд имен прилагательных, используя для их образования приставки гипер-, супер-, ультра-, сверх-. Уточните по «Толковому словарю словообразовательных единиц» Т. Ф. Ефремовой  значение этих приставок.

Гипервозбудимый, гиперподвижный…

Суперважный, суперизвестный…

Ультрамодный, ультразвуковой…

Сверхбыстрый, сверхпрочный….

Составьте предложения с данными именами прилагательными (не менее шести).

 

Задание 4

Выполним лингвистическое вычитание. Например: жутковатый – жуткий = -оват- (суффикс обозначает, что признак  представлен в этом прилагательном чуть-чуть, немного).

Хорошенький  –  хороший =

Толстенный  –  толстый =

Малюсенький  –  малый =

Большущий  –  большой =

Тишайший  –  тихий =

Небезынтересный  –  безынтересный =

Безынтересный  –  интересный =

Используя данные примеры, докажите, что каждая морфема вносит в имена прилагательные дополнительные значения меры,  степени проявления признака. Составьте предложения с полученными именами прилагательными (не менее шести).

 

Задание 5

Найдите второе слагаемое, определите значение  образованного имени прилагательного. Например: богатый + х = пребогатый (имеющий богатство в большем количестве).

Белый + х = беловатый

Волна + х = волнистый

Крепкий + х = крепчайший

Чувствительный + х = суперчувствительный

Алый + х = аленький

Малый + х =малюсенький

Несчастный + х = разнесчастный

Деловой + х = деловитый

Составьте текст из четырех предложений, используя как можно больше производных имен прилагательных.

 

Задание 6

Прочитайте текст, выполните морфемный разбор выделенных имен прилагательных. Укажите значение аффиксов, вносящих в имена прилагательные дополнительное значение меры, степени проявления признака. Приведите свои примеры  (работа со словарем Т. Ф. Ефремовой «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка»).

И вот оно, пожалуйста: нонеча, в обычный день, самый что ни на есть простецкий февральский  денек, серый, мутноватый, метелистый-порошистый, с северным  тревожным ветерком, – дует он и сметает снежный порошок с крыш за воротник, холодит голубчикам  шею, набивается  в  бороду, красит уши в маков цвет, – словом,  в обычный  такой  день, сегодня! сегодня! – подкатили  к Рабочей Избе сани, а в санях гонцы  разряженные, в кушаках, да  шапках,  да рукавицах, да ноговицах, да боже ты мой чего на них только ни наверчено! – и объявили: жалует вашу Избу сам Федор Кузьмич, слава ему,  пресветлым своим посещением. 

(Т. Н. Толстая)

 

Задание 7

Образуйте от данных слов имена прилагательные с помощью суффиксов: а) -ейш- /- айш-,  ,-енн-, -ущ- / -ющ;   б)    -аст-,    -ат-,    -ист-, -овит- /  -евит-;  в) усеньк- / -юсеньк-,  -ехоньк- / -охоньк-, -ешенк-. Если от слова можно образовать имя прилагательное с разными суффиксами, используйте каждый суффикс. Суффиксы выделите.

 

а) здоровый, полный, крепкий, толстый, новый, больной, высокий,  дорогой, красивый;

б) глаз, нос,  пена, дело, волос, волна, борода, бугор, ячейка, красота, уши, дом;

в) малый, милый, короткий, сухой, тесный, большой, тонкий, звонкий, худой.

Составьте предложения с полученными именами прилагательными (не менее пяти).

 

Задание 8

Образуйте от данных слов имена прилагательные с помощью        приставок: а) пре-, рас- / раз-; б) небез-.  Если от слова можно образовать имя прилагательное с разными приставками, используйте каждую приставку.  Приставки  выделите.

а) светлый, забавный, несчастный, добрый, злой, подлый, честный, веселый, грустный;

б) интересный, опасный, известный, грешный, вольный, основательный, выгодный.

Составьте предложения с полученными именами прилагательными (не менее пяти).

 

 

 

 ПОЛНЫЙ ТЕКСТ РАБОТЫ МОЖНО НАЙТИ В КАТАЛОГЕ ФАЙЛОВ В РАЗДЕЛЕ ( ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

Категория: Мои исследовательские работы | Добавил: rolga1981 (28.01.2016)
Просмотров: 735 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас Гость