Каталог файлов

Главная » Файлы » УЧИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
[ Скачать с сервера (1.46 Mb) ] 15.02.2016, 07:12

РАЗВИТИЕ  СПОСОБНОСТЕЙ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

  • Как сделать, чтобы учащиеся не только получили знания, но научились действовать самостоятельно? Как сделать процесс обучения  интересным и эффективным? Сегодня, пожалуй, не найдется учитель, которого не волновали бы эти вопросы. Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая мастерская.
  • Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
  •    Вот одно из первых определений, данных  этому понятию: "Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.
  • Данная технология заинтересовала меня недавно и после использования ее на уроках литературы, я сделала выводы, что в работе мастерской важен сам процесс, а не только результат творческого поиска. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Кроме того, внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.
  • Чем  еще отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?
  • На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же  предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.
  • В мастерской педагог — наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря наставнику ученик добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна конкуренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.
  • Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой ин­формации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.
  • Хорошо продуманная система заданий, вспомогатель­ной опорной (противоречивой) информации и минимальное словесное вмешательство ведущего (монолог сведен к ми­нимуму) обусловливают максимальную самостоятельность в продвижении всех участников педагогической мастерской к результату.
  • В данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».
  • Данная технология сходна с проблемным обучением. Нужно помнить, новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.
  • Кроме того, мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников, что актуально в условиях малокомплектной школы. Учащиеся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.
  • Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
  • Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
  • Ведущими идеями данной педагогической технологии являются:
  • 1. «Вызов современной педагогике».
  • 2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
  • 3. «Все способны».
  • 4. Интенсивные методы обучения и развития
  • 5. Новый тип педагога.
  • Основная идея – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.
  • Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
  • Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
  • При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.
  • Использование технологии педагогических мастерских позволяет:
  • -   самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
  • -  формировать навыки самооценки, самоконтроля,
  • -   осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, составлении проектов.
  • В своей практике я применяю технологию педагогических мастерских на уроках русской литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях. Данную технологию использую в разных целях:
  • - для творческого знакомства с личностью писателя и поэта. Ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте.
  • -   для исследовательской работы
  • -  для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.
  •  
  • Основные этапы мастерской:
  • Первый этап — это индуктор. Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
  • Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
  • Например, в мастерской по философской лирике Тютчева «Вопросы или ответы?» предложим такое задание: "Представьте себе, что перед вами — ве­ликий мудрец. Вы можете его спросить, о чём за­хотите — самом важном для себя. Запишите, ка­кие два вопроса будут первыми". Так мы получим основные вопросы, на которые обязательно захо­чется искать ответы.
  • В мастерской построения знаний «Как понять текст?» предлагается нарисовать на листе бумаги что-нибудь, понятное только автору рисунка. После обсуждения и попыток объяснения рисунков учащиеся выходят на проблему урока: Как понять текст?
  • На уроке по повести Н.В.Гоголя «Нос» предлагается вспомнить поговорки и фразеологизмы, связанные с носом; нарисовать носы разной формы; объяснить, что ощущает владелец такого носа.
  • Второй этап связан с созданием, индивиду­ально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строитель­ный материал — можно и со своими "добавками". Например, давно уже предлагается ученикам вос­становить "рассыпанное" стихотворение. А не по­пробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..
  • Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
  • На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
  • Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
  • Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
  • Третий этап — это "социализация". Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
  • Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
  • Четвертый этап - афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
  • На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
  • Пятый этап - разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и  внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания но­вому, внутренний эмоциональный конфликт, под­вигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с источником.
  • Результат этого этапа – инсайт (озарение).
  •  Шестой этап - рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения. Что я открыл се­годня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?
  • Рефлексия может быть эмоциональная и логи­ческая. Выплеск впечатлений, по законам психо­логии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, проду­мывая их для каждой мастерской.
  • Хорошо, если удаётся провести рефлексию уст­но — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5-8 минут. Тогда результаты прочитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.
  • Принципы и правила ведения мастерской:
  • 1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
  • 2. Право каждого участника на ошибку.
  • 3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
  • 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы
  • 5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
  • 6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
  • 7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
  • 8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
  • Почему мастерские оказались нужны совре­менному словеснику?
  • 1.Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже  далё­ким от искусства предметам.
  • 2.Работа со словом  в  мастерской становится первостепенной.
  • 3.Мастерские  —  отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочи­нению.
  • 4.Мастерские     "запускают"     ассоциативное мышление. Это путь для проявления собствен­ных представлений, чувств и мыслей и для пони­мания художественного творчества, прежде все­го — поэзии.
  • 5.Являясь  рефлексивной  технологией,  мас­терская на практике вызывает, тренирует, раз­вивает способность к  аналитической деятель­ности: к анализу произведений и ситуаций об­щения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения,   интерпрета­ции; к самоанализу и самоконтролю. Эти уме­ния и навыки необходимы для воспитания гра­мотного читателя.
  • 6.Очевидно развивающее воздействие мастер­ских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отноше­ния в коллективе, уважительное и радостное отно­шение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Категория: УЧИТЕЛЯМ | Добавил: rolga1981
Просмотров: 285 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас Гость